ЧЕМ БОЛЬШЕ ВЫИГРЫВАЕШЬ, ТЕМ БОЛЬШЕ ХОЧЕТСЯ… ЭТО ДОПИНГ! - Как вы относитесь к приглашению игроков «Рубина» в сборную - положительно (получение нового опыта, рост мастерства) или отрицательно (отвлечение от клуба, возможные травмы)? (Мингалиев Айрат).
К. Бердыев: - Конечно, положительно! Это имидж клуба. Правда, есть нюансы – травмы и т. д. Но, безусловно, положительно.
- Курбан Бекиевич, раскройте тайну главного тренера: как мотивировать игрока на игру и победу, когда он зарабатывает миллионы долларов?
К. Бердыев: - У всех мотивация разная. Если брать зарубежных молодых игроков, то они стремятся показать себя, чтобы уехать в мировые клубы. Если брать россиян, то они хотят выиграть чемпионат. С теми легионерами, которые не настроены на победу, мы проводим работу. И нам удаётся настроить их на конечный результат. Но это достигается ежедневной тренировкой. Если мы видим, что одну-другую тренировку они не выкладываются, значит, что-то происходит не то, и мы начинаем разбираться. - Хорошо, но когда команда выиграла чемпионат, какая мотивация включается?
К. Бердыев: - Второй раз выиграть.
- Гм-м, а если второй раз эта мотивация не сработает?
А. Гусев: - У нас сработала же!
К. Бердыев: - Чем больше выигрываешь, тем больше хочется… Это допинг! Казалось бы, когда мы заняли третье место… Но это медаль! Позади столько команд осталось… А небольшая заноза всё-таки сидит - мы не первые… Очень сложно удержаться на пьедестале, но всё время туда тянет...
- Современный спортивный клуб - это не только сильные тренеры и игроки, но и профессиональные менеджеры. Ведётся ли работа по привлечению успешных профессионалов в области коммерции, маркетинга и скаутинга? Или планируете справиться "действующим составом"? (Ильдар) Почему бы не нанять специалистов по работе с болельщиками, например из Голландии или Германии? (Шакиров Ильдар Ильхамович.)
А. Гусев: - Конечно, нам очень хотелось бы иметь грамотных специалистов, кто смог бы нам подсказать. Я уже сказал, программу в этой области мы разработали своими силами, с привлечением лучших спортивных специалистов республики и России. Откровенно говоря, в этом вопросе с особыми трудностями мы ещё не сталкивались. Вот как только появятся проблемы, естественно, мы вынуждены будем приглашать лучших специалистов для решения этих проблем.
САМАЯ ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА «РУБИНА» - ПРИВЛЕЧЬ НА СТАДИОН БОЛЕЛЬЩИКОВ
- Вот текст из «Новой газеты», приписываемый Семаку: «Рубину» назначают пул ответственных спонсоров, которые и содержат команду. С такой политикой нет и надобности в привлечении потребителей своего брэнда. Так что не стоит удивляться полупустым трибунам домашнего стадиона во время матчей…» Где реальная работа с болельщиками? (Айрат Фаизов).
А. Гусев: - Ни Семак, ни кто другой из игроков, ни даже тренерский состав – никто не знает, какой бюджет «Рубина». Поэтому то, что говорит Семак - это его домыслы и догадки, не более того.
А что касается зарабатывания денег самим клубом, то мы действительно не слишком эффективно в этом плане работали, это сегодня надо признать. Но на ближайшие годы у нас есть программа продвижения, во-первых, брэнда «Рубина», ну и в целом работы на бюджет клуба. Естественно, в первые годы будут солидные затраты на то, чтобы в будущем получить какие-то дивиденды от этого, но, я думаю, игра стоит свеч. Мы затеваем эту компанию в связи с тем, что будет новый 45-тысячный стадион, который передадут «Рубину» в оперативное управление. Есть договоренность с руководством республики, что мы там будем полными хозяевами – будем продавать билеты, устраивать все, что положено стадиону, по примеру лучших западных европейских стадионов, куда действительно люди приходят отдыхать, болеть, получать удовольствие от игры.
К. Бердыев: - Привлечение болельщиков на стадион – это очень важная работа. Мне родители наших детей принесли письмо, которое они направили президенту республики и в котором благодарят клуб за то, что имеют бесплатные абонементы на игры «Рубина». Следующий шаг – привлечение детей с родителями из близлежащих к Казани городов, для чего будут предоставляться автобусы. Это всё входит в программу по 45-тысячнику и работа эта уже ведётся. - Эту программу вы сами разработали или нанимали кого-то?
А. Гусев: - Разработал клуб с привлечением специалистов. Этот документ лежит в основе всей нашей дальнейшей работы.
- На какие результаты вы хотите выйти этой программой?
А. Гусев: - Сегодня самая главная задача «Рубина» - своей программой, своей игрой привлечь на стадион значительное количество болельщиков. В прошлом году наши игры посещало до 10 тысяч человек. В лучший 2008 год, когда мы сами рекламировали свои игры, средняя посещаемость была 18 тысяч. Последние два годы вопросами рекламы мы не занимаемся, потому что от продажи билетов ничего не получали – все шло Центральному стадиону. И отдельные наши спонсоры сказали - зачем на рекламу тратить средства, если доходов от этого нет? А реклама – это значительные расходы.
Но в этом году мы вернулись к программе пиара клуба, потому что через год будет введен 45-тысячный стадион. И начинать с нуля, когда стадион уже будет работать - это было бы бездарно. Сразу привлечь на стадион хотя бы 20 тысяч болельщиков – это будет просто не реально!
В этом году мы наметили достаточно широкую программу по привлечению болельщиков, начиная с работы с фанатами, с детьми из спортивных школ. Мы пошли на такой первый шаг – на северную и южную трибуны практически бесплатно дали абонементы родителям с детьми, которые занимаются в школе «Рубина».
Ну и целый ряд вопросов, связанных с проведением футбола – доматчевый перфоманс, доматчевая работа на прилегающей к стадиону территории, программы на стадионе в перерывах игр.
Другое важное для нас направление – программа, связанная с продажей билетов и абонементов. Сегодня на Западе у таких клубов, как «Барселона», «Манчестер Юнайтед», 90 процентов мест расходятся по абонементам. И мы к этому будем стремиться, но сколько это будет продолжаться, пока мне трудно сказать. Уже со следующего будущего года будем проводить соответствующие рекламные кампании – «лучший подарок на 23 февраля – абонемент на футбол», например… Казалось бы, это простые вещи, но люди часто не знают, что бы такое купить в подарок, а мы подсказываем такой ход!..
Мы сегодня слабо представляем себе, насколько у нас активный футбольный болельщик. Мы знаем точно, что у нас есть 1500 фанатов, которые постоянно присутствуют на играх. Мы знаем, что есть потенциал максимум в 25 - 30 тысяч людей, увлекающихся футболом, которые могут прийти, если играет «Рубин», если игра интересная. Но то, что мы сегодня имеем, нас не устраивает – впереди у нас 45-тысячник!