Следующий матч 

ЦСКАРубин
-:-
18-й тур
09.03.2019,

Последний матч 

РубинАхмат
1:0
18-й тур
02.03.2019,

Турнирное положение 

#КомандаИОМячи
5ЦСКА132017-7
6Спартак М131914-13
7Оренбург131914-11
8Рубин131913-11
9Урал131614-20
10Ахмат131610-13
11Динамо М131510-10

Герман Бобек: Когда Сентябрев крикнул мне: «Раздевайся!», ребята на меня посмотрели так, будто я с одной гранатой против десяти танков

Герман БобекГерман Бобек, как следует из справочника «Рубина», провел за казанскую команду всего 11 официальных матчей, в которых пропустил 1 мяч. Но такова уж судьба вратаря – либо сидеть под железным первым номером, либо, говоря современным языком, уходить в аренду. Большую часть своей недолгой карьеры Герман Георгиевич провел в Бугульме и Чебоксарах, где и он и закончил играть в 27-летнем возрасте. Корреспондент спортивной редакции Kazanfirst поговорил с ветераном казанского клуба – говорили не только о его молодости, но и о его тренерской и современном футболе. Первая часть интервью – о тех казанских футболистах, с кем Бобеку довелось поработать.

«Игоря Савельева я украл у отца»

Закончив играть, из футбола Бобек не ушел – работал в школе «Рубина», тренировал бугульминскую команду. И до сих пор в свои 69 лет работает – директором спортивно-оздоровительного комплекса «Луч» профкома ОАО «Казанский вертолетный завод». Там-то, в спортзале «Луча», мы и встречаемся. Признаться, я ехал, рассчитывая встретиться с другим ветераном «Рубина» партнером Бобека по команде Владимиром Савельевым, который занимается со своей группой в «Луче». Но Владимир Борисович в этот день проводил тренировку в другом месте. Слово за слово – разговорились с Германом Георгиевичем. И тут для меня прозвучало откровением, что Бобек тренировал сына Савельева Игоря, который потом поиграл в советской «вышке», в том числе в киевском «Динамо» и одесском «Черноморце».

 

Игорь Савельев.

– Игоря я, можно сказать, украл в спецкласс – отец никому его не хотел отдавать, – вспоминает Бобек. – Когда Владимир уехал сдавать экзамен, я пригласил Галю, его жену, на родительское собрание, убедил. Правда, она мне сказала: «Муж вернется – нам обоим башки снесет». Потом Савельев приходил на мои тренировки, смотрел, как я работаю. И оставил сына – увидел, что мы дурака не валяем. И та команда была бронзовым призером первенства РСФСР среди специализированных классов – у меня тогда кроме Савельева играли Димка Буханов, Ильдар Минвалеев… Многие тогда заиграли.

– Как Савельеву удалось в киевское «Динамо» попасть?

– Его после школы в «Рубин» взяли, он там пару лет поиграл. А когда Витя Колотов закончил и перешел на тренерскую работу в дубль киевского «Динамо», Игоря пригласили на просмотр. И оставили.

– По протекции Колотова?

– Что значит «по протекции»?! Просто парня посмотрели и поняли, что перспективный.

К слову, тот первый специализированный класс на базе казанской средней школы № 135 сам Бобек и организовывал – вместе с директором школы Розой Ананьиной. Им хотелось сделать все, чтобы у мальчишек были хорошие условия для футбольного роста. Герман Георгиевич не без улыбки вспоминает 1975-й, кажется, год, когда собирал в спецкласс рубиновцев 1961-1962 годов рождения.

 

Герман Бобек.

–Мы с Розой Максимовной тогда таких дел наворотили! Труд из расписания убрали, физкультуру убрали… К нам из Москвы приехали: «Вы что творите?! Хотя бы для проформы оценки ставьте!»

– Я учился в этой школе, помню, что там с самого утра в спортзале мячи стучали.

– Конечно, у нас двухразовые занятия были! А чтобы нам дружно жить с учителями, я этому коллективу сдачу норм ГТО организовывал с выездом на природу и всеми сопутствующими делами – преподаватели довольны были.

«Жуков – из везунков, а Артамонов – как я, невезучий»

Быть может, и на тренерской стезе у Бобека, закончившего играть в 27 лет из-за травмы,  сложилось бы все по-другому, если бы не его история поступления в Высшую школу тренеров.

 Герман Бобек. 

– Я в семьдесят девятом году все документы для ВШТ собрал, прошел по всем параметрам, а председатель спорткомитета – тогда Дыганов был – все испортил, – вспоминает Бобек. – Среди прочих документов тогда нужно было подавать и заключение Спорткомитета республики, в котором руководитель должен был написать, кем после окончания ВШТ обучаемый будет работать. Я в то время был заведующим учебной части школы «Рубина», и Дыганов написал: вернется – будет работать заведующим учебной части школы «Рубина». И в это же время меня Олег Новак, руководитель казанского филиала Волгоградского института физкультуры, к себе приглашал работать. Я ему сказал, что в ВШТ документы подал. Новак звонит в Москву Варюшину (Вячеслав Варюшин, директор ВШТ в 1976-2002 годах. – Прим. ред.), чтобы узнать, берут меня или нет. А Варюшин отвечает: «Бобек у нас по всем параметрам подходит, но из-за того, что  не будет работать тренером, мы его взять не можем. У вас там дураки, что ли, сидят – такую фигню писать!»

И все-таки в роли тренера Герман Георгиевич себя попробовал и без корочки ВШТ – в середине 90-х играл бугульминской командой в так называемой третьей лиге – первенстве России среди коллективов физической культуры (КФК). Но об этом – чуть позже. Что касается резерва, то через Бобека прошли самые перспективные казанские ребята середины 80-х: Владимир Артамонов, Олег Миронов и Сергей Жуков. Не всем, правда, суждено было заиграть на высоком уровне.

 

1987 год. Владимир Артамонов (сидит второй слева) - игрок кировского "Динамо".

– Я в свое время четыре года работал с юношескими сборными РСФСР, с 1967-68 годом рождения, – рассказывает Герман Георгиевич. – Из казанских у меня в команде был Владимир Артамонов. Миронов тоже у меня играл, только в сборной школьников России. Он сломался на каком-то турнире в Прохладном – я его оттуда со сломанной ногой вез.

Должен сказать, что Владимир Артамонов был очень перспективным В 1985 году мы готовились к финалу Союза, за попадание в тройку нам в Спорткомитете РСФСР пообещали Заслуженных тренеров РСФСР. Команда у нас тогда была очень приличная – в полуфинальном турнире в Омске мы сборную Москвы с Колывановым и Хариным обыграли и заняли первое место. А на сборе в Сочи играли с чемпионом СССР «Зенитом» Павла Садырина, они нас еле-еле 1:0 выиграли. Но в финале выступили неудачно, заняли только четвертое место – на нас все настраивались. А третьими стали украинцы с Бышовцем – шикарнейшая была команда, но оказалась совсем не готовой к финалу. А Бышовец и юношескую сборную Союза тренировал, И я ему порекомендовал Артамонова. Бышовец, как и обещал, его вызвал, но сам получил новое назначение – тренером олимпийской сборной. И, видимо, помощники Бышовца по юношеской сборной не решились Артамонова взять. Хотя отзыв о нем хороший был, и он у нас числился как член сборной Союза. Понимаете, в любом виде спорта есть везунки и те, кому не везет. Я себя ко вторым отношу – то одно уходило от меня, то другое, то травма, то еще что-то. И Артамонов такой же – у него вроде бы все отлично было, но где-то чего-то не хватало.

 

После "Торпедо" Сергей Жуков провел два сезона в немкецком "Майнце 05". 

– А у некоторых – по-другому, – продолжает Бобек. – Вот возьмите Сережку Жукова – он пришел к нам в ДЮСШ мальчишкой, из Урицкого его забрали, говорит: «Хочу быть в команде!». «Хочешь – значит, будешь», – говорю ему. И у него как хорошо сложилось! Из «Рубина» в «Торпедо» попал, за четыре сезона, что там провел, две «бронзы» чемпионата взял, дважды до финала кубка дошел, в еврокубках поиграл.

Сейчас Сергей Жуков работает старшим тренером в раменском «Сатурне», помогает Сергею Павлову. Раменчане после 20 туров идут на втором месте зоны «Запад» ПФЛ, в которой выступают 16 команд – выше только «Спартак-2».

 

Сергей Жуков (слева) и Сергей Павлов.

«Задача была одна – выйти в класс А и получить мастеров спорта»

– О себе-то расскажите, Герман Георгиевич. Как вы в «Рубин» попали?

– В команду мастеров меня взяли из группы подготовки при «Искре» в 1965 году. Как раз в этом же году «Искру» в «Рубин» переименовали. В то время на заметке у Сентябрева был ряд казанских ребят – мы по юношам в 1964 году вышли в полуфинал первенства Союза. Но получилось так, что помощника Сентябрева Николая Петровича Мочалова назначили старшим тренером команды Бугульмы, которой дали место в классе Б. Мочалов, зная всю молодую поросль, особенно игроков 1945-1947 годов рождения, пригласил в Бугульму Минкина и Тугарина из казанского «Динамо», из «Рубина» Мишу Волова, Колю Пензина, Славу Булавина. А Камиля Шарипова, меня и Толю Мамочкина взяли в «Рубин». Основной вратарь Гена Тишкин тоже уехал в Бугульму, а в Казани остались мы с Колей Хлоповым, два 19-летних вратаря. Правда, после первого круга Тишкин вернулся, а в Бугульму отправили Хлопова.
 

1969 год. Сбор "Рубина" в Сухуми. Первый ряд (сидят, слева направо): Николай Пензин, Николай Воробьёв, А. Шомия, Александр Чиняков, Рафаэль Минкин, Мурад Задикашвили, Владимир Краснов, Альберт Файзуллин, Александр Корчёнов. Второй ряд: Николай Мочалов (начальник команды), Владимир Зайцев, Вячеслав Власов, Владимир Лукович, Виктор Колотов, Герман Бобек, Владимир Ермолаев, Виктор Сентябрёв, Валентин Марамыгин, Геннадий Климанов, Владимир Савельев, Николай Марков, Дамир Бикбов, Анатолий Мамочкин, Анатолий Кашурин (тренер), Николай Сентябрёв (старший тренер).

– Что за футбол тогда в классе Б был? Какого уровня, если с нынешними лигами сравнивать?

– Уровень класса Б в те времена соответствовал нынешней первой лиге, а может, и высшей. Конечно, футбол сейчас изменился, но тогда в каждом регионе Союза у местного футбола были свои черты, свой почерк. Казанский всегда славился защитой и полузащитой. Ярких нападающих было поменьше, но и то можно вспомнить Игоря Игнатова, Валерия Жарова, Амира Туфатуллина, Витю Тетеркина. А защита была одна из лучших в России, вратари ровно играли.

– Помните ваш первый сезон в мастерах?

– Начали мы нервно, если учесть, что в команде играли два молодых вратаря. Данные у нас были, а вот опыта не хватало, пропускали мы прилично.

«Рубин» играл в одной зоне с Бугульмой и Зеленодольском, причем в Казани нас Бугульма обыграла, а в Бугульме мы 1:0 победили, я как раз тот матч играл. Сентябрев всегда готовил команду очень прилично – и физически, и технико-тактически. Первый круг мы шли тяжело – отходили от нагрузок. А вот тура с пятнадцатого-шестнадцатого начинался старт. И в этот раз так же получилось. Нас еще здорово подхлестнула товарищеская игра с московским «Торпедо» ­– мы с ними вничью сыграли, а ведь в то время «Торпедо» было лучшей командой страны! И в чемпионате после этого прошли на одном дыхании, заняли второе место в зоне. Решающая игра была в Орехово-Зуево, мы их в гостях обыграли и получили право играть в полуфинале.

Первые два места во 2-й зоне класса Б давали право побороться за выход в класс А, но надо было пройти полуфинальную и финальную стадии. Бобек в подробностях помнит окончание того триумфального для «Рубина» сезона – рассказывает в таких подробностях, будто это вчера было, а не 50 лет назад.

– Полуфинал проходил в Калининграде, три команды было: «Луч» Владивосток, «Балтика» Калининград и мы, играли в два круга. Мы все матчи выиграли, с 8 очками вышли в финал, который в Нальчике проходил. Кроме нас и хозяев в финал вышли «Строитель» из Уфы и саратовский «Сокол», играли в один круг, две первые команды выходят в класс А. В первом матче мы обыграли 1:0 «Строитель», а Нальчик выиграл у «Сокола». Получалось, что если мы во второй игре побеждаем «Сокол» , то выполняем задачу – выйти и получить мастеров спорта. И мы прекрасно понимали, что в последней игре Нальчик нас дома не отпустит.

 

2008 год. Ветераны "Рубина" на чествовании одноклубников, выигравших чемпионат России.

– Игра с Саратовом была очень серьезная, мы в первом тайме проигрывали 0:1. Во втором Тетеркин забил очень красивый гол – из-за штрафной как треснул в «девятину»! И тут Гене Тишкину достается здорово, он лежит, и Сентябрев мне говорит: «Раздевайся!». Знаете, как на меня ребята смотрели? Как будто у меня одна граната, а на меня десять танков идут. У нас-то тогда балда была здоровая, а у «Сокола» – вообще изумительная команда! Они замены делают – выходит игрок лучше того, кто с первых минут играл. Я – раздеваться, но тут вижу: Гена голову поднял. И слава богу! В таком матче выходить 19-летнему – сами понимаете, тем более, что ничья нас не устраивала. Тишкин тогда доиграл, а мы минуты за три до конца второй все-таки забили: Виталька Голубев по правому флангу проходит и делает прострел. У них в воротах то ли Чемоданов, то ли Сундуков стоял – классный вратарь! Он выбрасывается из ворот, а мяч попадает ему в плечо – и за ленточку! Выиграли мы тогда 2:1, потом Нальчику проиграли – 1:3, но задачу выполнили.



Если понравился материал, нажми "Мне нравится":




Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Последние видео 

 

 

Мы в соцсетях 

Реклама