Следующий матч 

ЦСКАРубин
-:-
18-й тур
09.03.2019,

Последний матч 

РубинАхмат
1:0
18-й тур
02.03.2019,

Турнирное положение 

#КомандаИОМячи
5ЦСКА132017-7
6Спартак М131914-13
7Оренбург131914-11
8Рубин131913-11
9Урал131614-20
10Ахмат131610-13
11Динамо М131510-10

Николай Марков: «Та война, что в памяти «Рубина»

Николай МарковФК «Рубин» запускает специальный проект к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Ровно 70 лет назад, в ночь с 30 апреля на 1 мая, советские солдаты водрузили Знамя Победы над рейхстагом в Берлине. В рамках проекта игроки, тренеры и воспитанники «Рубина» вспоминают свои военные истории и истории своих семей.

Марков Николай Иванович, ветеран «Рубина», капитан казанской команды в 1959 – 1969 гг., бывший начальник команды:

— Война для меня была очень сложным и тяжёлым временем. Мне тогда пять с половиной лет было, а сестре восемь. Жили мы на Булаке, но с началом войны нас переселили на улицу Каюма Насыри в полуразрушенную квартиру. Пришлось там всё восстанавливать заново, создавать хоть какой-то уют. Через месяц отцу пришла повестка на фронт. Перед призывом он заболел, были сильные головные боли, даже с повязкой ходил. Просил отсрочку, но ничего не вышло.

Очень трогательный момент был, когда мы провожали отца. Он нам в окно махал из военкомата. Мы случайно узнали, что их поведут эшелоном на вокзал, побежали туда бегом. Там ужас что творилось, такая масса народа! Искали его, но оказалось, их провели задним ходом, погрузили в товарняки, вооружили и увезли в Ленинград. До 47 года об отце ничего не было известно. Остались мы одни, без средств существования, было очень тяжело без отца. Мама не работала, женщины в то время следили за хозяйством, обеспечивал до войны нас отец. У него была хорошая работа, он был слесарь-специалист, на станках точил хирургические приборы, на хлебозаводах налаживал оборудование.

И вот когда его забрали, совсем туго стало. Мы с сестрой собирали грибы на улице, крапиву, очистки картофельные, которые толще, приносили домой, отпаривали и ели. На другой стороне Кабана была сорочка, и мы перевозили людей на лодке за небольшую плату. Во дворе у нас появился госпиталь, мать стала работать там санитаркой. В последние годы войны прибегали туда, нам раненые через забор то сахар дадут, то ещё что-то. Только тогда мы себя полноценными людьми начали чувствовать. Так и выживали.

В 47 году отец прислал телеграмму, сказал, скоро приедет на побывку. Оказалось, что при первом сражении он попал в плен. Оттуда его перевезли в немецкий концлагерь. Однажды к ним приехали фермеры выбирать себе рабочих, а отец у меня здоровый был, крепкий, вот его и забрали. Жил на ферме, ухаживал за животными, пахал. В целом неплохо жил, по сравнению со многими тогда, питался очистками, которыми свиней кормил. Один раз получил по голове прикладом от хозяина, и в этом месте у него образовалась лысина.

Когда наши войска начали освобождать деревню, фермер попросил не выдавать его, потому что тех, кто плохо обращался со своими рабочими, расстреливали. Немцы ведь и детей расстреливали, и женщин, наши злые были на них ужасно. Отец не выдал своего хозяина. Вдруг заканчивается война, но от отца ни весточки. Оказывается, в 45 году по приказу Сталина, всех пленных отправили на рудники. Получается, это был второй этап ссылки 30-х годов. Отца перевезли в Ростовскую область, жил он там в бараке, работал, и только в 47-м году им разрешили первый раз написать семье письма.

Когда он приехал, привёз огромный мешок засохшего хлеба: белого, ржаного. Вот радости то было! Мы накинулись на него, как дикие, с соседями тоже поделились. Отцу очень тяжело было вспоминать о фронтовых буднях, он редко об этом говорил, но мы всё-таки вытянули из него кое-что. После рудников он снова вышел на работу, признали его участником войны, делали скидки, в очередь на квартиру поставили. Я в то время уже вырос, жил отдельно, играл в футбол, а сестра уехала по распределению в Казахстан. Вдруг отец заболел сильно, у него открылся туберкулёз: видимо, рудники сказались очень сильно. Организм не сумел перебороть болезнь, и папа умер. Перед похоронами мы сидели вокруг него, выжидали время, и тут вдруг пришла женщина из исполкома, спрашивает: «А Марков здесь живёт? Я ему ордер на квартиру принесла». А мы показываем на отца, говорим, что умер недавно. Она развернулась и ушла. После этого с очереди нас сняли, я напросился в исполком, а там мне сказали, чтоб я свою мать забрал к себе, раз отец умер – на квартиру можно не претендовать.

А тот день в 45-м году, помню хорошо. Часа в четыре утра во двор выбежала соседка и громка закричала: «Война закончилась! Ура!». Все вскочили тогда, выбежали из домов, обнимались, поздравляли друг друга. Ещё помню, где-то в 44-м году пленных немцев вели по площади Тукая, они с грустными глазами просили корочку хлеба в обмен на кольца, часы, разные штуковины интересные. А ещё танки стояли подбитые на одной из улиц, мы залезали на них, отвинчивали всякие детальки, так интересно нам было.



Если понравился материал, нажми "Мне нравится":




Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


Последние видео 

 

 

Мы в соцсетях 

Реклама